Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Памятью написанные строки

Михаил Андреевич Ивин

Моя бабушка еще в детстве рассказывала мне, что ее отец воевал и участвовал в боевых действиях в Крыму, и был удостоен правительственных наград.

21 марта 2014 года произошло важное историческое событие: присоединение к России Крыма и Севастополя. По этому поводу президентом России В. В. Путиным были сказаны следующие слова: «Севастополь и Крым вернулись в родную гавань!» Разделяя всенародную радость, я решила заняться исследованием боевого пути моего прадеда, подтвердить рассказы бабушки подлинными документами. Так появилась идея создания этой исследовательской работы.

Большую помощь в данном исследовании оказал мой сосед (подполковник в отставке) Щербаков Владимир Александрович, который подсказал, а затем и помог сделать запрос в Центральный архив Минобороны России города Подольска.

…Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей. Но есть события, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. К таковым, бесспорно, относится Великая Отечественная война. Она грубо и безжалостно ворвалась в мирную жизнь советских людей, заглянув в каждый дом.

Эта беда не обошла стороной и мой хутор, жители которого поднялись на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Среди них был и мой прадед.

Дорогами войны

Мой прадед Ивин Михаил Андреевич родился 11 января 1908 года в х. Сухов-2 Раковского района Сталинградской области в многодетной крестьянской семье. Возможности учиться не было, поэтому за плечами у него три класса, да школа трактористов при Раковском МТС. Трудовой путь начал здесь же в МТС, вначале трактористом, а в 1938 году стал бригадиром. В 1928 году женился на своей землячке Суховой Татьяне Петровне, и от этого брака у них родились четверо детей: в 1929 Полина, в 1935 Валентин, в 1939 Тая и в 1942 Любаша. Семья жила в мире и согласии, но вот…

1941 год. 22 июня. Черные репродукторы словно расчертили жизнь надвое – «до» и «после». Началась Великая Отечественная война.

Уже 24 июня хуторяне провожали на фронт земляков. Среди первых мобилизованных были А. Г. Касюк, А. Ф. Костров, М. Ф. Кудинов, А. М. Харланов, И. И. Сидорин. А 19 июля 1941 года начался боевой путь моего прадеда Ивина Михаила Андреевича.

Моей бабушке Щербаковой (Ивиной) Полине Михайловне в 1941 году было двенадцать лет, но ее детство закончилось. Очень многие сцены военного времени хранит ее память. Отчетливо помнит она и проводы любимого отца на фронт. В доме царила тревога, собирали вещи, слушали наказы отца, сердце сжималось от мысли: вернется ли он домой? До станции всей семьей шли твердой и уверенной походкой. Слез не было, кто-то даже пытался шутить, кто-то завел песню. А вот на вокзале вырвалось наружу детское отчаяние, по щекам потекли слезы, Полина смотрела и не могла насмотреться на отца, старалась запомнить каждую черточку его лица. И в эту минуту раздалась команда: «По вагонам!». «Береги детей, Танюша!» - уже на ходу кричал прадед. С этого момента для всей семьи он стал солдатом, защитником Родины.

Эшелон с мобилизованными пополнялся на каждой станции и следовал в южном направлении. В последних числах июля прибыли в Новороссийск, где рядовой Ивин М. А. был направлен в 1139-й стрелковый полк 318-й стрелковой дивизии, на которую возлагалась задача - оборонять побережье Черного моря.

Положение на юге было катастрофическое: немецко-румынские войска, имея пятикратное превосходство в живой силе и технике, 20 октября 1941 года прорвали фронт на Перекопском перешейке и после двух недель ожесточенных боев 16 ноября захватили Керчь. Для восстановления линии фронта Ставкой было принято решение о проведении Керченско-Феодосийской десантной операции, в которой принимала участие 318-я стрелковая дивизия. 25 декабря дивизия была переброшена в станицу Тамань, а оттуда десантом высажена в Крым, в село Александровка. С этого плацдарма советские войска и начали наступление на Камыш-Барун, на подступах к которому разгорелись ожесточенные сражения. Здесь мой прадед и получил первое боевое крещение. После взятия Камыш-Баруна теперь уже сержант Ивин М. А. был награжден медалью «За боевые заслуги» (№302647).

В ходе наступательной операции 30 декабря 1941 года Керчь была освобождена советскими войсками, и город вновь активно включился в суровую трудовую и фронтовую жизнь.

В начале мая 1942 года немецко-фашистские войска предприняли новое наступление и прорвали оборону советских войск на Керченском полуострове. 19 мая город был вторично оккупирован фашистами. Не желая сдаваться врагу, советские воины – свыше десяти тысяч человек – отошли в каменоломни у поселка Аджимушкай и заняли там круговую оборону. В тех же каменоломнях находились несколько тысяч местных жителей, в основном женщин, стариков и детей, спасавшихся от обстрелов и бомбежек. Первое время ни танки, ни автоматчики не могли подойти к входам в каменоломни, их защитники отбивали атаки врага. Тогда 20 мая из Берлина в Керчь прибыли самолеты, которые доставили особое оружие для борьбы с непокорными советскими людьми. Это был ядовитый газ, и в ночь на 25 мая фашисты провели первую газовую атаку, за ней последовали другие.

Летом 1942 года немецкие войска нанесли удар по неподготовленным к обороне позициям советских войск. Несмотря на мужественное сопротивление частей Красной Армии, морской пехоты и отрядов народного ополчения, 6 сентября 1942 года гитлеровцы овладели Новороссийском и превратили его в сильно укрепленный опорный пункт.

Новороссийск расположен на берегах Цемесской бухты, которая глубоко врезается в горы. Там два цементных завода: «Пролетарий» и «Октябрь». С одной стороны были наши войска, в том числе и 318-я стрелковая дивизия, входившая в 8-ю армию под командованием генерал-полковника К. Л. Леселидзе, а с другой – немцы. К началу 1943 года весь левый берег был у противника, с высот он контролировал движения нашего флота, и надо было его этого преимущества лишить. Вот и родилась мысль – высадить десант и захватить предместье Новороссийска, что облегчило бы советским войскам вести последующие бои. К высадке десанта тщательно готовились: подбирали людей, тренировали штурмовые группы, учили бойцов прыгать в воду с пулеметами, взбираться на скалы, бросать гранаты из неудобного положения, метать ножи, бить прикладами, перевязывать раны и останавливать кровь.

К высадке десанта приступили в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года. С этого момента и началась эпопея Малой земли.

Советские войска, смело пробиваясь сквозь огневую завесу противника, заняли небольшой, но очень важный участок берега в районе предместья Новороссийска - Станички.

К месту высадки десанта противник перебрасывал новые части, плацдарм бомбила фашистская авиация, била тяжелая артиллерия, немцы предпринимали отчаянные контратаки.

5 февраля 1943 года 318-ю дивизию подняли по тревоге и перебросили в станицу Тамань, а оттуда десантом на Малую землю.

За пять ночей в район Станички и Мысхако высадились 17 тысяч бойцов с автоматами, минометными орудиями и противотанковыми пушками. Наши войска находились в крайне невыгодном географическом положении. У нас была узкая полоска берега – голая, ровная, а у немцев – все высоты и лес. За несколько недель Малая земля превратилась в подземную крепость: 230 надежно укрытых наблюдательных пунктов, 500 огневых укрытий, десятки километров ходов сообщений, тысячи стрелковых ячеек, окопов, щелей, подземные склады боеприпасов, госпитали, электростанция. Ходили только по траншеям, это неудобно, но высунуться было нельзя, т.к. на некоторых участках противник находился в пятнадцати-двадцати метрах от наших позиций, были случаи, когда бойцы вступали в рукопашные схватки.

Бывало очень тяжело, иногда случались перебои с хлебом, солью, табаком; чтобы не замерзнуть, ходили по ночам в лес и заготавливали дрова. Но люди держались и при этом оставались людьми: читали книги, выпускали газеты, справляли праздники, шутили, пели песни, даже устраивали шахматные турниры и, конечно же, думали о своих родных и близких.

Особенно ожесточенные бои на Малой земле начались 17 апреля 1943 года. Немцы приступили к осуществлению операции «Нептун», в ходе которой планировали покончить с нашим плацдармом. Рано утром начинали бить тяжелые батареи, в небе появились самолеты, шли волнами по 40-60 машин, сбрасывая бомбы по всему плацдарму. После этого начинались атаки танков и пехоты. Но их атаки наталкивались на яростное сопротивление, и они откатывались назад, оставляя горы трупов. И все начиналось сначала… Так повторялось по несколько раз в день. Бойцы стояли насмерть, понимая, что на Малой земле решается судьба Новороссийска и Тамани.

За время боев на Малой земле 8-я армия накопила большой опыт десантных операций, поэтому командование, разрабатывая план наступления, считало, что удар по городу можно нанести не с двух сторон, как предполагалось ранее, а с трех – с правого и левого берегов Цемесской бухты, то есть с Малой земли и со стороны цементных заводов, а также десантом с моря, который явится полной неожиданностью для противника.

Ночь с 9 на 10 сентября 1943 года - время, которого ждали 225 дней и ночей. 2 часа 44 минуты. Советские войска начали тщательно спланированный и подготовленный штурм немецких позиций. В этот момент ударили 800 орудийных стволов и 227 «катюш», в воздух поднялись полторы сотни самолетов.

С Малой земли пошли в атаку морские пехотинцы и стрелковые части, с другой стороны началось наступление из района цементных заводов (в числе наступавших был и мой прадед Ивин М. А.), на огромной скорости один за другим врывались в бухту катера. Все смешалось в Цемесской бухте, вода в ней буквально кипела.

В ночь с 10 на 11 сентября части 318-й стрелковой дивизии 18-й армии под командованием полковника В. А. Вруцкого были высажены десантом в районе электростанции. Во время переправы полковник Вруцкий был тяжело контужен, ранен в голову и лишился глаза. Его заменил полковник Гладков. Дивизия, в составе которой был мой прадед, встретила отчаянное сопротивление со стороны противника, тотчас были приняты меры по оказанию помощи наступающим частям дивизии, которая медленно, но уверенно продвигалась вперед. Ожесточенные бои за Новороссийск продолжались шесть суток, и утром 16 сентября 1943 года город был освобожден.

9 октября 1943 года Таманский полуостров был освобожден окончательно, впереди был Крым.

В ночь на 1 ноября 1943года в Керченский пролив вошли десантные суда с бойцами 318-й, теперь Новороссийской стрелковой дивизии. В сильный шторм, преодолев минированную тридцатикилометровую полосу моря под непрерывным артиллерийским огнем противника, они успешно высадились на крымском берегу в районе рыбацкого поселка Эльтиген с целью создания исходного плацдарма на Керченском полуострове для последующего развертывания боевых действий по освобождению Крыма. После длительных ожесточенных сражений советские войска овладели поселком Аджимушкай.

Поселок Аджимушкай был весь в развалинах, когда-то большие входы в каменоломни были взорваны. Вся поверхность над каменоломнями была покрыта обломками скал, щебнем, стеклянными гильзами. Все говорило о том, что здесь больше года тому назад шли многодневные, ожесточенные бои.

Группы советских воинов, по 5-6 человек, одна за другой стали продвигаться в каменоломни, в числе первых туда спустился и мой прадед Ивин Михаил Андреевич. То, что увидели наши воины в каменоломнях, трудно поддается описанию и вызывает шок. У входов и отдушин лежали тысячи человек, задохнувшиеся от газов, в позах, говоривших об ужасных мучениях. Чем дальше в каменоломни уходили воины, тем тяжелее становился воздух, сильно пахло сыростью. На стенных были какие-то надписи, лозунги, фамилии. Всюду были останки солдат: одни лежали на шинелях посредине подземной галереи, другие – вдоль каменных стен, третьи – полусидя, откинувшись к стене. Это было страшное зрелище, бойцы, видавшие смерть, шли молча и содрогались от ужаса.

Какие же чувства переживали наши солдаты, когда в этой гробовой тишине послышались стоны. Живые люди! Люди, прожившие многие месяцы под землей без солнца и свежего воздуха, скудно питаясь и собирая воду по каплям со стен. Они были настолько истощены, что не могли даже радоваться.

Из каменоломен, в которые, спасаясь от немцев в мае 1942 года, спустилось около двадцати тысяч человек, в ноябре 1943 года удалось вывести живыми около двухсот.

Позднее стали известны имена извергов, душивших людей газами. Среди них был генерал Гакциус и офицеры его дивизии, но почти всем им удалось избежать возмездия. Перед советским судом предстали только несколько унтер-офицеров.

К 12 ноября 1943 года советские войска очистили от противника северо-восточный выступ Керченского полуострова, и вышли к Булганаку и северо-восточным окраинам Керчи, где перешли к обороне, удерживая плацдарм вплоть до начала Крымской операции, к осуществлению которой приступили в ночь на 11 апреля 1944 года. И в 4 часа утра овладели городом Керчь.

За мужество и героизм, проявленные в боях за Керчь, более 10 тысяч советских воинов награждены орденами и медалями, среди них и мой прадед.

От имени Президиума Верховного Совета СССР сержант Ивин Михаил Андреевич награжден орденом «Красной Звезды» (№ 596766).

Освободив Керчь, советские войска перешли в наступление и в ходе ожесточенных боев 9 мая 1944 года овладели городом Севастополь.

Освободив территорию Крымского полуострова, части 318-й горно-стрелковой дивизии вышли на уровень государственной границы СССР. Затем принимали участие в боевых действиях на территории Румынии, там прадед и узнал о капитуляции фашистской Германии.

29 мая 1945 года прадед вернулся домой.

Я считаю, что мною проделана большая работа. Мне удалось собрать сведения и проследить боевой путь прадеда, а также изучить документы и фотографии из семейного архива. И я горжусь этим.

Первоначально с содержанием этой работы я познакомила своих родственников. На глазах многих были слезы. В их памяти всплывали картины грозных 40-х. а вместе с этим всех переполняло чувство гордости за прадеда и благодарности мне за проделанную работу. Мы приняли решение передать все имеющиеся у нас в семье фотографии и документы в школьный музей. И после этого я выступила на классном часу, который проходил у нас в школьном музее. Вглядываясь в глаза своих одноклассников, я ясно видела, что они благодарны моему деду и другим солдатам за одержанную победу. И я уверена, что среди них будут те, кто пойдет по моему пути и также соберет материал о своем родственнике – защитнике Родины. Ведь именно мы, молодые, должны продолжить преемственность поколений. Ведь мы одной крови с теми, кто победил. Стало быть, все мы – наследники победителей.

Я также не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжу сбор информации о послевоенном пути моего прадеда.

Шевцова Лилия Александровна, МКОУ "Раковская средняя школа городского округа город Михайловка Волгоградской области", хутор Сухов 2-й, Михайловский район, Волгоградская область, Россия




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 903629 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране